Институт социального инжиниринга СибГУ им. М.Ф.
Решетнёва в Красноярске провел серию мероприятий ко Дню российской
печати 12-16 января 2018 года.
Это
праздник журналистов и редакторов, типографских рабочих и издателей,
корректоров и наборщиков, фотографов и операторов – всех тех, кто
обеспечивает свободное движение информации.
Кафедра общественных связей подготовила вместе с журналистом, политологом и аналитиком Сергеем Гурьевичем Комарицыным вопросы и ответы о сущности журналистики в наши дни.
1.
О чем пишут сегодня СМИ? Должен ли журналист предоставлять только факты
(или медиапотребители все-таки нуждаются в оценках и мнениях)?
С.К.
– Журналистика – профессия многопрофильная. Журналист должен
разбираться в предмете. Если он пишет о политике, то обязан иметь
соответствующую подготовку; если об экономике – знать экономику; о
спорте – быть компетентным в этой области, о культуре – чтобы при этом
слове «рука не тянулась к пистолету» и т.д. Это касается и
информационной журналистики, жанра новостей. Мало поведать о факте, его
надо объяснить, рассказать, что предшествовало и что может последовать
за событием. Для этого необходима и общая, и специальная эрудиция. И
здесь уж никак не уйти от «оценок и мнений». Другое дело, что оценки не
должны быть навязчивыми (и что еще хуже – пропагандистскими). Но в
этом-то и заключается профессиональное мастерство журналиста. Если он
сам не понимает, о чем рассказывает аудитории, то ему лучше заняться
каким-нибудь другим ремеслом. В этом смысле, к великому сожалению,
значительная часть современной журналистики просто профнепригодна...
2. Нужна ли журналистика обществу? Что нужно читателям? Какие проблемы, темы, интересы привлекают внимание людей?
С.К.
– Журналистика, безусловно, обществу нужна. Надо только понимать, что
заложенные в эпоху Просвещения принципы соответствовали тому времени,
потребностям того общества, тому уровню образования и технологическим
возможностям. Сейчас информационная среда другая, границы стираются
между видами деятельности. СМИ – не основной источник информации и уж
точно не формируют «нового человека». Каждый сам себе и режиссер, и
блоггер, и публицист и даже очеркист. «Властители дум» исчезли. Знаковых
журналистов, кого знала «вся страна», больше не существует. Говорить об
«общественной миссии» журналистики очень сложно. Остались небольшие
островки вроде журналистских расследований и т.п., где журналистика
вроде бы должна выполнять эту функцию. Но делает это современная
журналистика плохо, некачественно и не воспринимается обществом. В то же
время есть потребность в специализированной журналистике. Если раньше
говорили: журналист – это тот, кто знает обо всем понемногу и много о
немногом; то сейчас первая часть этой формулы уже не очень актуальна
(хотя, безусловно, желательна). Специализация и раньше определяла, но
сейчас без нее в профессии делать нечего. Людям нужна профессиональная
интерпретация.
3. Нужно ли учить журналистике? Какими компетенциями обладает хороший журналист, по вашему мнению?
С.К.
– Это творческая специальность, природные способности. Научить писать
нельзя. Либо это дано, либо нет. Но специальным предметам обучать надо –
истории журналистики обязательно; законодательству, менеджменту,
организации медийного бизнеса, технологиям. Что касается содержания,
творческой составляющей, то здесь ничего нового нет. На правовые темы
должен писать юрист по образованию (и желательно опыту, пусть
небольшому); на экономические – экономист, на спортивные – человек из
спорта; на медицинские – врач и т.п. Что, собственно, всегда и было. В
СССР существовала блестящая школа международников; это были очень
профессиональные люди, большинство из них совмещали журналистику и
науку. Сейчас иногда смотришь федеральные каналы и диву даешься – как
вообще эти люди попали на телевидение с их уровнем эрудиции и незнанием
международных проблем...
4. Что сегодня в большей степени определяет развитие СМИ – технологии, идеология или экономика?
С.К.
– СМИ как институт определяют сейчас и экономика, и технологии и, к
сожалению, идеология. У нас по большому счету не произошло отделение
журналистики от государства. Аффилированность – главная проблема
современных масс-медиа.
5. PR и СМИ: взаимодействие, возможности сотрудничества, форматы работы.
С.К.
– Это смежные сферы. PR не может существовать без СМИ, а журналисты
часто выступают в роли пиарщиков. Объективно происходит слияние. Это не
очень хорошо, но это реальность... СМИ все больше выступают в качестве
инструмента пиара. Самое плохое – в качестве инструмента
государственного пиара, пропаганда – это то, что убивает профессию. Но и
пиара корпораций и просто разных компаний, даже совсем небольших,
хватает. «Джинса», еще немного, и угробит остатки авторитета
журналистской профессии.
Справка.
День российской печати учреждён постановлением Президиума Верховного
совета Российской Федерации от 28 декабря 1991 г., связан с исторической
датой – началом издания первой российской печатной газеты, основанной
указом Петра Великого. Ее полное название – «Ведомости о военных и иных
делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и
во иных окрестных странах».
Примечание. Мнение интервьюеров не всегда совпадает с мнением интервьюируемого.